Эффективная медицина

Главная » Уход за новорожденными » Психическое и интеллектуальное развитие ребенка

Психическое и интеллектуальное развитие ребенка

Психическое и интеллектуальное развитие - это непрерывный процесс, который идет у всех детей в одинаковой последовательности, но с разной скоростью. Более того, в особых случаях у некоторых детей в одной или нескольких сферах (например, речевой) могут наблюдаться временные задержки. Процесс психического и интеллектуального развития имеет направленность сверху вниз (функциональное развитие головы и рук опережает аналогичное развитие ног и стопы) и от генерализованных или универсальных реакций к специфическим (грубые движения развиваются раньше, чем тонкие). Психомоторное развитие зависит в первую очередь от созревания ЦНС. Оно может быть несколько замедлено при недостаточной практике (например, у детей с длительными заболеваниями), однако при интенсивной тренировке навыков существенного ускорения развития не наблюдается.

На процессы развития влияют такие факторы, как врожденный уровень интеллекта (в общем, чем выше интеллект, тем быстрее идет развитие), семейные особенности (например, в некоторых семьях нередко отмечается задержка начала самостоятельного хождения, развития речи и контроля мочеиспускания), внешняя среда (например, отсутствие адекватной стимуляции может препятствовать нормальному развитию) и соматические факторы (например, гипотония и глухота могут нарушать нормальное развитие).

Основные навыки в разные периоды развития

Новорожденный. Большую часть времени новорожденный спит. Он может принимать пищу, прочищать свои дыхательные пути и реагировать плачем на дискомфорт и посторонние вмешательства.

Шесть недель. Ребенок фиксирует взгляд на предметах, начинает улыбаться в ответ на обращенную к нему речь, лежит ничком на животе, поворачивая голову вбок; при переводе в вертикальное положение голова его запрокидывается.

Три месяца. Улыбается, гулит и следит глазами за движущимися предметами. Хорошо держит голову; захватывает предметы, положенные на ладонь.

Шесть месяцев. Может сидеть при поддержке и переворачиваться, пытается удержаться в стоячем положении, перекладывает предметы из руки в руку и гулит при виде игрушек.

Девять месяцев. Хорошо спит, ползает и самостоятельно встает, говорит "ма-ма" и "па-па"; играет в ладушки, машет ручкой на прощание и держит свою бутылочку.

Один год. Ходит с поддержкой за руку, произносит несколько слов и помогает себя одевать.

Восемнадцать месяцев. Хорошо ходит, при поддержке поднимается по ступенькам лестницы, переворачивает одним движением несколько страниц в книжке, произносит около десяти слов, собирает пирамидку и пытается самостоятельно есть.

Два года. Уверенно бегает, самостоятельно поднимается и спускается по лестнице, переворачивает страницы в книжке по одной, сам одевается в несложную одежду, конструирует 2-3 фразы и словами выражает потребность сходить в туалет.

Три года. Катается на трехколесном велосипеде, самостоятельно одевается (за исключением застегивания пуговиц и завязывания шнурков), считает до десяти и пользуется словами во множественном числе, постоянно задает вопросы и хорошо умеет есть самостоятельно.

Четыре года. Умеет менять ногу при подъеме на лестницу и спуске с нее, подбрасывает мяч, скачет на одной ножке, копирует рисунок крестика, знает по крайней мере один цвет, самостоятельно моет лицо и руки и ходит в туалет.

Пять лет. Прыгает, ловит мяч, копирует рисунок треугольника, знает четыре цвета и может одеваться и раздеваться без посторонней помощи.

Ред. Н. Алипов

Статья "Психическое и интеллектуальное развитие ребенка" из раздела Уход за новорожденными

Дополнительная информация:

Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и не являются публичной офертой. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. ООО «ТН-Клиника» не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на данной странице.

ЕСТЬ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ