Головная боль в детском и юношеском возрастеГоловные боли у детей встречаются реже, чем у взрослых. Это объясняется меньшим числом возможных причин и рядом особенностей детского организма. Так, у детей не бывает головных болей, обусловленных профессиональными вредностями, отсутствуют головные боли в связи с атеросклерозом и гипертонической болезнью и т. п. Головная боль у детей - проявление различных болезненных состояний организма. Одна из частых причин головной боли у детей - очаг какой-либо хронической инфекции. Основные хронические инфекционные процессы, приводящие к развитию головных болей: тонзиллит (воспаление миндалин), гайморит (воспаление гайморовой пазухи), фронтит (воспаление лобной пазухи), аденоидные разрастания и др. Головная боль в этих случаях обычно упорная, характеризуется постепенно нарастающей интенсивностью, выраженностью болевого синдрома в различное время суток, но чаще в первой половине дня. У детей отмечается повышенная утомляемость, общая слабость, боль усиливается при охлаждении, кашле и чихании, физическом и умственном перенапряжении. Иногда удается в этих случаях определить локализацию головной боли в области щеки (гайморит), переносицы (фронтит) и т. п. Интенсивность головной боли нарастает при обострении хронического воспалительного процесса. Это бывает во время гриппа или катара верхних дыхательных путей, а также после этих заболеваний. Чтобы избавить ребенка от головной боли, а также предупредить возможность ее появления в дальнейшем, необходимо провести лечение хронических очагов инфекции по назначению и под контролем врача. Очень часто в силу разнообразных причин (внешних и внутренних) развитие ребенка сопровождается расстройством функции вегетативной нервной системы, т. е. отдела нервной системы, обеспечивающего деятельность внутренних органов. В результате этого возникает нарушение тонуса сосудов, приводящее к возникновению склонности к низкому артериальному давлению и повышению колебательной подвижности сосудистых стенок. Основным симптомом при этом оказывается периодически появляющаяся головная боль. Обычно она носит диффузный характер с преимущественной локализацией в области темени и лба, усиливается при волнении, значительном физическом напряжении, пребывании в душном помещении, переутомлении, нарушении, режима питания и распорядка дня, при перегревании и переохлаждении. Такие дети отмечают, что у них головная боль появляется к концу уроков или к концу дня и проходит после отдыха и особенно сна. Следует помнить, что дети не всегда могут точно и четко объяснить локализацию боли. Головная боль провоцируется также любым сопутствующим заболеванием (инфекция, травма), погодно-климатическими факторами и т. д. Обычно эти дети бледны, раздражительны, быстро утомляются, сон у них тревожный, нередко они разговаривают во сне. У них отмечается склонность к обморочным состояниям. Во всех таких случаях ребенка следует показать врачу и, если не будет выявлена серьезная причина нарушения вегетативной иннервации, следует сосредоточить внимание на устранении факторов, способствующих возникновению и развитию головной боли. Необходимо обеспечить ребенку строжайшее выполнение распорядка дня. Его нужно укладывать спать в определенные часы. Продолжительность сна должна быть (в зависимости от возраста) не менее 8-9 ч. Надо стараться исключить влияние дополнительных факторов, таких, как чрезмерное увлечение телевизором, частое посещение кино, чтение книг на ночь. Обязательно включить в распорядок дня ежедневные прогулки не менее двух часов на свежем воздухе. Обязательна утренняя гимнастика. Пищевой рацион должен включать в себя белки, овощи и фрукты, молоко и молочные продукты, мед. Во время приступов головной боли детям следует не торопиться назначать таблетки от головной боли, а обеспечить покой и сон. Необходимо иметь в виду, что лечение таких детей требует не одной недели или месяца, а нескольких месяцев или даже лет. С возрастом головная боль обычно проходит. У детей может возникать мигренозная головная боль. Она, как правило, носит наследственно-семейный характер и обусловлена передающейся из поколений в поколение недостаточностью вегетативно гормональной регуляции. Проявляется боль в форме приступов, которые чаще возникают у девочек в 14-16 лет, обычно с началом менструального цикла, а иногда даже и раньше. Мигренозные приступы протекают так же, как у взрослых. Приступу предшествуют изменения настроения, ребенок капризничает, начинает тереть глаза. Сильная головная боль возникает в какой-либо области головы: лобной, височной или затылочной, над глазами или в глазнице, концентрируясь в одной точке, а затем распространяясь на всю половину головы. Больной может ощущать мелькание мушек перед глазами, тошноту и даже рвоту, после которой боль уменьшается. Продолжительность мигренозного приступа в среднем 2-3 ч, затем головная боль уменьшается и больной на 1-2 ч засыпает. После сна ребенок просыпается уже без головной боли. Иногда в течение нескольких часов после пробуждения отмечается общая слабость, вялость и т. п. Во время мигренозного приступа ребенку необходимо создать максимальный покой, закрыть окна шторами, устранить все лишние звуковые раздражители. Следует помнить, что приступ головной боли при мигрени можно устранить или значительно уменьшить его выраженность с помощью довольно простых средств. Часто оказывается эффективным тугое бинтование головы со сдавлением височных артерий, прикладывание к голове прохладной салфетки, смоченной водой или, наоборот, согревание головы с помощью грелки. У разных больных холод или тепло действуют по-разному. Как правило, всем помогает прикладывание горчичников на затылок или межлопаточную область, горячие ножные ванны. При развившемся приступе мигрени медикаментозные средства оказываются малоэффективными. Поэтому давать ребенку амидопирин (пирамидон), аспирин, анальгин и их различные комбинации нецелесообразно. Да и вообще средства, применяемые при головной боли взрослыми, давать детям, тем более без назначения врача, не следует. В межприступном периоде надо проводить тот курс лечения, который назначит врач. Полезным бывает массаж головы и шеи, ежедневные прогулки, особенно пребывание в парке, лесу, прием пищи в строго установленные часы, сон достаточной продолжительности. Родителей, естественно, волнует вопрос, обязательно ли у страдающих мигренью родителей дети должны болеть мигренью. Врачебный опыт свидетельствует - не обязательно. Ведь по наследству передается не сама болезнь, а только склонность к ней и эту склонность можно значительно ослабить, воспитывая детей спокойными, уравновешенными, закаленными физически, любящими труд. Имеет значение при этом поддержание хороших отношений между членами семьи, особенно в период раннего развития ребенка. У детей головная боль может также возникать тогда, когда у них имеются те или иные дефекты органа зрения, чаще всего это бывает при нарушении функции глазных мышц или аномалиях развития оптических сред глаза: дальнозоркость, близорукость, нарушения аккомодации и другие функциональные расстройства глазной мускулатуры. В этих случаях, как правило, головная боль возникает при ситуациях, требующих значительного напряжения органов зрения. Обычно головная боль в таких случаях выявляется по возвращении из школы, после посещения кино, театра, просмотра телевизионных передач, продолжительного чтения. В связи с тем, что в результате слабости глазных мышц больным приходится длительно и чрезмерно напрягать зрение, возникает головная боль. Она вначале появляется в области лба, особенно у переносицы, глазниц, иногда в области затылка и распространяется по всей голове, переходя даже на шею. В выраженных случаях может возникнуть слезотечение и жжение в глазах. Иногда причиной головной боли могут быть неправильно подобранные очки. Профилактика и лечение боли у детей с дефектами органа зрения заключаются в соблюдении правил школьной гигиены. Ребенка, который жалуется на головную боль, следует обязательно показать врачу. Если у него при обследовании выявятся какие-либо отклонения со стороны органов зрения, то необходимо достаточно правильно подобрать очки и строго следить за тем, чтобы он ими пользовался. Дети, как известно, часто стесняются носить очки в связи с тем, что они создают определенные неудобства, ограничивая их подвижность, а также боясь насмешек своих товарищей, которые немедленно приклеивают им всякие клички вроде "профессор", "очкарик", "четырехглазый" и т.п. Ребенку следует разъяснить значение очков в обеспечении нормального зрения, убедительно доказать, что пользование очками - признак культуры, а всякие попытки давать клички - показатель невоспитанности и на них не следует обращать внимания. Необходимо также проследить за рабочим местом ребенка в школе и дома, пересадить его поближе к доске. Наладить освещение рабочего места дома. Очень часто такие меры являются радикальными и избавляют ребенка от головной боли. Правильно подобранные очки и выполнение всех мероприятий, назначенных врачом - основное лекарство против мучительных головных болей, если они обусловлены расстройствами органов зрения. В. Гpeчкo
Дополнительная информация: |
Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и не являются публичной офертой.
Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций.
ООО «ТН-Клиника» не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации,
размещенной на данной странице.
ЕСТЬ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ
|